Научная статья на тему 'О статусе здания Матросского клуба в Севастополе и авторстве его проекта'

О статусе здания Матросского клуба в Севастополе и авторстве его проекта Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
310
46
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
А.И. Гегелло / Матросский клуб в Севастополе / охрана архитектурного наследия / послевоенное восстановление Севастополя / A.I. Gegello / Sailors Club in Sevastopol / Postwar reconstruction of Sevastopol / architectural heritage preservation

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Васильев Николай Юрьевич, Овсянникова Елена Борисовна

А.И. Гегелло – главный автор проекта Матросского клуба – одной из самых заметных послевоенных построек Севастополя. В 1949 году он подписал чертежи проекта этого здания, хранящиеся в городском архиве. Однако до сих пор здание приписывается иным авторам. Матросский клуб – доминанта центральной части Севастополя. Данное произведение крупнейшего мастера советской архитектуры достойно повышения охранного статуса до памятника федерального уровня.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROTECTION STATUS OF SEVASTOPOL SAILORS CLUB BUILDING AND ITS AUTHORSHIP

A.I. Gegello – architect of one of the prominent postwar Sevastopol buildings, Sailors Club. His signature present on numerous blueprints in city archive, but his authorship is now widely known, and building is attributed to second-grade architects even in official heritage protection documents. Paper is focused on restoration of architect ‘good name’ and club architecture analysis. Role in Sevastopol urban landscape, architecture qualities and authenticity of the building parts worth raising a protection status of the Sailors Club to higher level.

Текст научной работы на тему «О статусе здания Матросского клуба в Севастополе и авторстве его проекта»

О СТАТУСЕ ЗДАНИЯ МАТРОССКОГО КЛУБА В СЕВАСТОПОЛЕ И АВТОРСТВЕ ЕГО ПРОЕКТА

УДК 72.03(477.75-21Севастополь)"194/195" DOI: 10.24411/1998-4839-2020-15004

Н.Ю. Васильев

Научно-исследовательский университет Московский государственный строительный университет, Москва, Россия Е.Б. Овсянникова

Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия Аннотация

А.И. Гегелло - главный автор проекта Матросского клуба - одной из самых заметных послевоенных построек Севастополя. В 1949 году он подписал чертежи проекта этого здания, хранящиеся в городском архиве. Однако до сих пор здание приписывается иным авторам. Матросский клуб - доминанта центральной части Севастополя. Данное произведение крупнейшего мастера советской архитектуры достойно повышения охранного статуса до памятника федерального уровня.1

Ключевые слова: А.И. Гегелло, Матросский клуб в Севастополе, охрана архитектурного наследия, послевоенное восстановление Севастополя

PROTECTION STATUS OF SEVASTOPOL SAILORS CLUB BUILDING AND ITS AUTHORSHIP

N. Vassiliev

Moscow State (National Research) University Of Civil Engineering, Moscow, Russia E. Ovsyannikova

Moscow Architecture Institute (State Academy), Moscow, Russia Abstract

A.I. Gegello - architect of one of the prominent postwar Sevastopol buildings, Sailors Club. His signature present on numerous blueprints in city archive, but his authorship is now widely known, and building is attributed to second-grade architects even in official heritage protection documents. Paper is focused on restoration of architect 'good name' and club architecture analysis. Role in Sevastopol urban landscape, architecture qualities and authenticity of the building parts worth raising a protection status of the Sailors Club to higher level.2

Keywords: A.I. Gegello, Sailors Club in Sevastopol, Postwar reconstruction of Sevastopol, architectural heritage preservation

Александр Иванович Гегелло (1891-1965) родился в Екатеринославе, в семье земского врача, умершего до рождения этого своего младшего сына. Будущий зодчий окончил классическую гимназию. Его мать, которая была учительницей, с сыновьями, старшим

1 Для цитирования: Васильев Н.Ю. О статусе здания Матросского клуба в Севастополе и авторстве его проекта / Н.Ю. Васильев, Е.Б. Овсянникова // Architecture and Modern Information Technologies. - 2020. - №1 (50). - С. 65-78. - URL:

https://marhi.ru/AMIT/2020/1kvart20/PDF/04 vasiliev.pdf DOI: 10.24411/1998-4839-2020-15004

2 For citation: Vassiliev N., Ovsyannikova E. Protection Status of Sevastopol Sailors Club Building and its Authorship. Architecture and Modern Information Technologies, 2020, no. 1(50), pp. 65-78. Available at: https://marhi.ru/AMIT/2020/1kvart20/PDF/04 vasiliev.pdf DOI: 10.24411/1998-4839-2020-15004

Михаилом (ставшим врачом) и Александром, перебралась в Петербург. С 1910 года

A.И. Гегелло начал учиться в Петербургском институте гражданских инженеров (ПИГИ), а также работал с И.А. Фоминым, ведущим мастером неоклассики. Гегелло «стал помощником в преподавательской работе и на стройках» Фомина в предреволюционные годы. В 1920 году Гегелло, уже будучи опытным строителем, окончил Институт гражданских инженеров (надо сказать, что столь долгое обучение в его стенах было связано с перерывами, вызванными революцией и Гражданской войной) и поступил, наконец, на архитектурное отделение Академии художеств, справедливо полагая, что архитектура - это искусство, а не просто проектирование и строительство» - пишет

B.Г. Исаченко3.

В 1929-1933 годах Гегелло преподавал в Ленинградском институте инженеров коммунального хозяйства (ЛИИКС, ЛИСИ), а в 1933 году он возглавил одну из архитектурных мастерских организации Ленпроект, в 1948-1949 годах руководил ленинградским отделением Академии архитектуры СССР, в 1950 году был избран вице -президентом этой Академии и переехал в Москву. В советской архитектуре Гегелло продолжал неоклассическую традицию как достойный ученик Фомина и создатель многих проектов и монументальных построек, хотя особую известность он приобрел как автор многих выдающихся построек периода авангарда. Прискорбно, но многие творческие биографии зодчих этой эпохи, к примеру - лидеров конструктивистов братьев Весниных или Моисея Гинзбурга, обычно заканчиваются в середине 1930-х, оставляя за бортом крупные и часто лучшие произведения, выполненные в другой стилистике.

Так и биографы Гегелло не пишут о его постройке Матросского клуба (в настоящее время это театр имени Б.А. Лавренева, выстроенный в начале 1950-х годов), важнейшей для облика послевоенного Севастополя, и не говорят о его работе в коллективе архитектурной мастерской главной проектной организации флота -Центрморвоенпроекта. Важно отметить, что в период проектирования Матросского клуба группа коллег Гегелло из Ленинграда проектировала застройку площади Адмирала Ушакова в Севастополе с северо-западной стороны и, видимо, консультировалась с ним. Дело в том, что Матросский клуб вместе со зданием Городской библиотеки имени Л.Н. Толстого (ул. Ленина, 51) того же послевоенного времени, автором которой была М.К. Ушакова, организуют пространство этой площади с южной и восточной сторон.

Матросский клуб (рис. 1, 2), что не вызывает сомнения даже у широкой публики, а не только у специалистов, - уникальное здание, занявшее ключевое положение в городе. Его видно издалека: с бровки высокого холма, от железнодорожного вокзала и автовокзала. Оно стало доминантой не только площади Ушакова, но и важнейших улиц центрального городского кольца - Большая Морская и ул. Ленина, откуда хорошо виден шпиль его башни.

Это уникальное здание скомпоновано необычно для своего времени. Его объемное решение не имеет явно выраженной центральной оси. Такая композиция была осуществлена не только потому, что Матросский клуб стоит в створе двух главных улиц, поднимающихся к площади Ушакова. Дело в том, что здесь требовался высотный ориентир, хорошо видный с дальних дистанций, от расположенных намного ниже центрального городского холма железнодорожного вокзала, автовокзала и с Корабельной стороны. Поэтому башня-доминанта сдвинута к бровке центрального городского холма. Такое решение мог принять только выдающийся мастер. Невзирая на стереотипы, он учел особенности, прежде всего, уникального горного ландшафта Севастополя.

3

См. - У^: https://ikniqi.net/avtor-valeriv-isachenko/86588-zodchie-sankt-peterburqa-xviii-xx-vekov-

уа!епу^а^епко/геа^раде-14.^т1 (дата обращения 15.12.2019).

Рис. 1. Матросский клуб. Вид с площади Ушакова

Рис. 2. Матросский клуб. Вид с юго-восточной стороны

Для классической архитектуры, особенно в гористом и средиземноморском ландшафте, характерна постановка общественных и культовых зданий на высокие места, что хорошо известно. В случае Севастополя центральный городской холм был уже занят, начиная с постройки ещё в середине XIX века храма Петра и Павла (1844, арх. В.А. Рулев) в формах классического периптера (ул. Советская, 37). Здание же Матросского клуба очень далеко от прямолинейно трактованной классики - здесь нет очевидных и однозначных осевых решений. Наоборот, восприятие здания просчитано с учетом его масштаба и для разных ракурсов и дистанций. Помимо увенчанной шпилем башни, формирующей уникальный городской силуэт, это видно и по разным по размеру его портикам и общей асимметричной композиции4 (рис. 3).

4 Шпиль Матросского клуба, по рассказам очевидца, старейшего зодчего города А.Л. Шеффера, был привезен из Варшавы. Первоначально его планировали установить на Дворце культуры и науки им. Сталина, «подаренном» СССР столице Польши (авторы проекта: Л.В. Руднев, И.Е. Рожин и др., работавшие в Ленинграде архитекторы). Но, поскольку он там оказался несомасштабным, был явно мал, его использовали в Севастополе. Сведения записаны Е.Б. Овсянниковой при личной встрече с А.Л. Шеффером в 2017 году.

Рис. 3. Монтаж шпиля в ходе строительства Матросского клуба

Рассматривая здание Матросского клуба внимательно, далее мы увидим, что под неоклассическим убранством скрывается сложная асимметричная функциональная компоновка, в чем-то более прогрессивная, нежели в знаменитом ленинградском Доме культуры Московско-Нарвского района имени М. Горького - творении Гегелло (вместе с Д.Л. Кричевским) эпохи авангарда (Санкт-Петербург, площадь Стачек, 4). Вдоль восточного фасада Матросского клуба, выходя на склон балки, расположены буфет на первом этаже, кружковые и репетиционные помещения на втором. Это сторона отмечена полуротондой репетиционного зала, сдвинутой к югу, зрительно уравновешивающей выступающий ризалит башни. Вдоль западного фасада устроена большая лоджия с портиком, она выходит на Исторический бульвар и служит для визуальной связи с этим променадом. На площадь Ушакова ориентирован самый большой восьмиколонный портик и лоджия, придающие монументальность всему пространству площади. Этот портик, как и башню, видно в ракурсе в створе главных улиц - Большой Морской и ул. Ленина.

Примечательно, что на хранящихся в архиве города Севастополя чертежах Матросского клуба 1949 года можно видеть нереализованный амфитеатр (театрон) на склоне этой части центрального городского холма, а также несколько другую компоновку тех же элементов здания - фойе-танцевального зала, зрительного зала, полуротонды, портиков-лоджий, наконец - башни (рис. 4, 5). Заметно, что в поиске финального решения архитектор переместил ключевые элементы функциональной схемы здания вокруг выбранной точки - высокой башни. Она во всех вариантах проекта остается на своем месте, сразу выдвинутая к бровке холма. В результате в осуществленном варианте здание Матросского клуба вышло более компактным и, видимо, экономичным.

i. ИСВД'ГЬЕ лАЯДЛ.

ч

^«■.SSSi,?0® Матросского ялува а гол.

Севастополе составлено а соответствии с докуимтами

1, Тахтико-телвичесное вадавие утаеояленнор

2, Гаклшепяе Политуправления Ч® по тактико-«цвпвсвому ааданив.втад. № ¡¿20? и : оТЙ-

3, Предварительна проект матросского Kj '. da рассмотренной д.у. Ч» 19.УМ»49г, ' '

4, 11ротонол совещания в Политуправлении '-5 по рассмотрение форпроекта шуба от is .ypj-'M'jr утверзденпьм имандунции Чi) адмиралом КАСЙСТШ.

5, Топографическая съемка 1:500,вьполненная /правлением Гл,архитектора гор .Севастополя,

П. НАГНАЧИШВ ¡С-^БА.

г.луЗ предназначаемся для проведения нультурно-м&с:овоИ и политической работь спеда матросов ;! старшин ffaibi.

Вместимость кдубв с йетним театром расчитана на одновременное оэслуадаание В200 человек. Помещения клуба функционально делятся на две части.

1, Зрительная часть

&/ ^рительн^Р вал на С00 человек а/ j-етний театр на 120О человек.

2. КлуЯндя часть

а/ КояГеренц-аал на £00 человек,

К/ Клувняв помещения на 1БО-ВОО человек и фИ8культурн„й вал на 50 человек.

а. гекерл.ьн:." 1ь.ан.

Местопсло -emie йавового матросского клуСв определено геиаральнш планом восстановления города Севастополя, Посадка едания нроиеведеиа в юго-восточной части площади копт 11ы.

Рис. 5. Из пояснительной записки к проекту Матросского клуба. 1949 г.

В окончательном варианте проекта Матросского клуба нет гимнастического зала, уменьшен танцевальный зал в фойе второго этажа, предполагавшийся квадратным и двухсветным, наподобие Колонного зала Дворянского собрания (Дома Союзов) в Москве - главного бального зала страны. Вместо этого был расширен театральный зал - он стал трапециевидной формы и получил ряд лоджий-балконов, что сблизило его с решением

клуба зрительного зала Дома культуры имени М. Горького в Ленинграде5. Таким образом первая программа проектирования, считываемая по архивным чертежам, заметно ближе к широкой многофункциональной программе типичного советского рабочего клуба 1920-1930-х годов, а реализованная - к программе Дворца культуры имени М. Горького, то есть, практически театрального здания. Тем не менее, относительно скромные размеры самого зала Матросского клуба оказались близки к традиционному районному клубу предвоенной эпохи.

Любопытно сравнить решение Матросского клуба, выстроенного по проекту Гегелло и его соавторов, с возведенном в Севастополе одновременно с ним здания Драматического театра имени А.В. Луначарского (архитектор В.В. Пелевин, 1952. Проспект Нахимова, 6) (рис.6).

Рис. 6. Драматический театр им. А.В. Луначарского в Севастополе

Проект театра, возникший во время реконструкции города после войны, сделан в целом гораздо более традиционно. При схожих габаритах зала, общей установке на неоклассику и также важной градостроительной роли (здание этого театра стоит на красной линии проспекта Нахимова, замыкает Приморский бульвар и играет важную роль в морском фасаде Артиллерийской бухты), оно выстроено в строгом осевом решении классического псевдопериптера. Его симметрия, конечно, оправдана и установкой на «освоение классического наследия» и простотой традиционной компоновки, идущей от театров XVIII века. Но с точки зрения развития общего ансамбля застройки города, его главной улицы, и восприятия с моря и мыса Хрустальный архитектор не предложил ничего нового. В определенном смысле южный фасад Драматического театра (со служебным входом) даже важнее главного северного фасада, так как он ориентирован на гостиницу «Севастополь» (проспект Нахимова, 8)6 и причал Артиллерийской бухты, а также на пешеходную артерию, идущую вниз с городского холма поперек проспекта Нахимова. Это

5 Менее известная работа А.И. Гегелло и Д.Л. Кричевского, клуб Ижорского завода в Колпино Ленинградской области (Советский бульвар,29) был спроектирован в авангардной стилистике (1930-1932), но достроен в неоклассике только в послевоенные годы - с сохранением общей асимметричной планировочной концепции. Взаимовлияние этого проекта и Матросского клуба требует отдельного рассмотрения, но несомненно важно и с типологической, и стилистической точек зрения.

6 В проекте гостиницы также, судя по ее проекту, предполагалась высотная доминанта - ротонда с башней с северного фасада. См.: Овсянникова Е.Б., Васильев Н.Ю. Из истории строительства гостиницы Севастополь. Юрий Траутман и Леонид Стукачев // Севастопольские известия, № 36 (2037), 14-20 сентября 2019. - С. 14. - ит_:

http://sevzakon.ru/view/pressa/qazeta/yanvar 20191/п 36 2037- руа1п1еа/

вытянутое и симметричное здание общегородского значения с традиционным симметричным портиком было общим местом для послевоенной застройки крупных городов СССР, хрестоматийным примером которой может служить реконструированный к 1952 году Драматический театр в Сталинграде.

Если вернуться к зданию Матросского клуба, то после такого сравнения достоинства его динамической компоновки становятся очевидными. Оно неординарно и сразу запоминается. Не сомневаясь в том, что это работа крупного мастера, мы обратились к архивным материалам, убедившись в своей правоте и ошибочности сведений о Матросском клубе в справочной литературе и учетном паспорте этого памятника, имеющемся в Севгорнаследии. Во всех случаях указан или один архитектор -Л.Т. Киреев, или он и второй архитектор Л.С. Богданов. Не умаляя значимость их роли как зодчих-практиков, хочется внести ясность в реальную ситуацию, оставшуюся неизвестной для севастопольцев. О работе над проектом Матросского клуба А.И. Гегелло в 1949 году говорят многочисленные архивные документы, видимо, не попавшие в руки исследователей в силу закрытости города в течение многих лет и стойкости мифа о восстановлении города силами самих севастопольцев [6] (рис. 7, 8).

Рис. 7. Авторы проекта, указанные на чертежах проекта Матросского клуба. 1949 г.

Рис. 8. Авторы проекта, указанные в пояснительной записке к проекту Матросского клуба. 1949 г.

Во-первых, удивительно, что имеющиеся в собрании Государственного музея архитектуры им. А.В. Щусева эскизы, сделанные Гегелло для Севастополя (на них, подписанных этим архитектором, изображен именно Матросский клуб с неосуществленным амфитеатром), не были показаны на выставке его работ, прошедшей летом 2019 года в этом музее (рис. 9).

г)

Рис. 9. Эскизы проекта Матросского клуба: а) общий вид с южной стороны; б) фрагмент южного фасада в цвете; в) вид с восточной стороны; г) план с примыкающим к зданию летним театром на склоне; вариант восточного фасада.

Во-вторых, самим Гегелло подписаны все первоначальные чертежи этого замечательного здания, хранящиеся в Государственном архиве г. Севастополь.

В-третьих, налицо и сходство архитектурной стилистики зрительного зала Матросского клуба, типичной для его творческого почерка. И аналогом ее можно назвать едва ли не самую известную постройку Гегелло - уже упомянутый Дворец культуры им. М. Горького Московско-Нарвского района в Ленинграде (рис. 10, 11). Это монументальное здание мастер спроектировал намного раньше Матросского клуба, имеющего в интерьерах явное сходство с этим объектом (рис. 12, 13). Это было в 1927 году, а завершил постройку в 1938 году. Параллельно им были возведены самые выдающие постройки ленинградского авангарда в соавторстве с А.С. Никольским и Г.А. Симоновым, такие как жилые дома на Тракторной улице. Но, главное, он был автором крупнейших общественных зданий и заметным участником конкурсов именно на такие объекты.

Рис. 10. Дом культуры им. М. Горького. А.И. Гегелло, Д.Л. Кричевский

Рис. 11. Зрительный зал Дома культуры им. М. Горького

Рис. 12. Зрительный зал Матросского клуба (Драматического театра им. Б.А. Лавренева)

Рис. 13. Балконы в зрительном зале Матросского клуба (Драматического театра им. Б.А. Лавренева)

Надо сказать, что в тоже самое время, когда Гегелло после войны проектировал Матросский клуб, А.С. Никольский - глава ленинградского конструктивизма, перенесший блокаду, проектировал стадион им. Кирова. Тогда же ленинградец Г.А. Симонов, председатель Комитета по делам архитектуры при Совмине СССР в 1947-1949 годах, непосредственно контролировал архитектурную деятельность в Севастополе, как и ленинградец Л.М. Поляков (главный архитектор города в 1948-1950-х годах). Не удивительно, на наш взгляд, что проект Матросского клуба был доверен именно Гегелло.

Соавторами Гегелло в ходе проектирования Матросского клуба были: Л.С. Богданов и А.С. Гольдин. Первый из них - выпускник московского ВХУТЕИНа (1930 г.) и Института аспирантуры Академии архитектуры СССР (1938 г.). Он работал далее в мастерской московского зодчего М.Я. Гинзбурга при Наркомате тяжелой промышленности над проектами санаториев для Южного берега Крыма и санатория НКТП в Кисловодске7.

7 См.: Архитектурные школы Москвы. Педагоги и выпускники. 1918-1999. Изд. 2-е, исправленное и дополненное / автор-сост. Л.И. Иванова-Веэн. - М.: Ладья, 2002. - С. 30, 47.

Второй, А.С. Гольдин, окончил Московский архитектурный институт в 1946 году и стал далее одним из авторов проекта осуществленного на ВДНХ павильона «Юные натуралисты» (вместе с Д.В. Витухиным)8.

Однако в Севастополе как автора проекта Матросского клуба запомнили другого зодчего - Л.Т. Киреева, главного архитектора «Морвоенпроекта-30». Именно о нем вспоминают крымские зодчие М.И. Мелик-Парсаданова, непосредственно работавшая в городе с 1949 года, и А.Л. Шеффер, приехавший в Севастополь в 1950-м году и до сих пор находящийся там9. Это, на наш взгляд, объяснимо, потому что Киреев вел архитектурный надзор на этой постройке, так как непосредственно жил и трудился в городе в отличие от Гегелло и его основных соавторов.

Как уже было сказано, в проекте 1949 года Гегелло с коллегами предложил устроить открытый амфитеатр, расположенный на крутом склоне у Матросского клуба, и обрамленной подпорной стенкой. Это не был бы полноценный греческий полукруг, а скорее ступенчатая композиция трапециевидной формы, напоминающая форму залов в клубах того времени, в числе которых были и залы, созданные Гегелло. Тем самым архитекторы предполагали увеличить вместимость зрительного зала, рассчитанного по первоначальному проекту на 600 мест, прибавив к нему еще 1200 мест на открытом воздухе. Однако эта часть их проекта, показанная на эскизах и чертежах, не была осуществлена, хотя открытый театр мог бы украсить склон холма и обогатить пространство примыкающей к Матросскому клубу площади Ушакова. И он был уместен в севастопольском климате. Ведь, как известно, позднеантичный театрон Херсонеса используется по сей день.

Важнейшим аспектом этого проекта были подпорные стенки, лестницы и балюстрады, значительная часть которых выстроена и дошла до наших дней. Однако проблематично, что в паспорте на данный памятник (объект культурного наследия регионального значения) не отражены инженерные сооружения и малые архитектурные формы, возведенные одновременно с Матросским клубом. Они не вошли и раздел «территория памятника», неграмотно обозначенная по контуру существующих стен здания (подобные решения предложены по территориям практически всех памятников Севастополя)10. А это грозит малым формам полным уничтожением в ходе строительных работ по благоустройству города11. Особенно это касается центрального уличного городского кольца, благоустройство которого начал Департамент городского хозяйства. И эти работы идут, несмотря на протесты жителей города и ряда деятелей охраны наследия12. Концепции данных работ выдвинуты московским архитектурным бюро «WOWHAUS». Севастопольцам была представлена лишь упрощенная презентация этого проекта, и она вызвала множество возражений. Еще больше протестов вызвали начатые строительные работы на Большой Морской улице13.

8 Как автор павильона указывается также Н.А. Гришин, его отчество, видимо дано ошибочно. Вероятно, это Н.И. Гришин, окончивший МАИ в 1934 г., учившийся во ВХУТЕИНЕ с 1929 года. Он автор административных зданий в Севастополе на проспекте Нахимова, обрамляющих подход к Синопской лестнице. См.: Архитектурные школы Москвы. Педагоги и выпускники. 1918-1999. Изд. 2-е, исправленное и дополненное / автор-сост. Л.И. Иванова-Веэн. - М.: Ладья, 2002. -С. 41.

9 Воспоминания А.Л. Шеффера и М.И. Мелик-Парсадановой записаны Е.Б. Овсянниковой в 2018 году в ходе личных встреч с ними в Севастополе и Симферополе.

10 Речь идет о принятых в Севгорнаследии за основу паспортах на объекты культурного наследия (исполнители ООО «ГУАР», - СПб), которые можно исправить при наличии новых исторических данных. Упомянутые документы предоставлены для ознакомления авторам данной статьи в 2015-2016 годах.

11 О сегодняшних проблемах охраны исторических сооружений и малых форм в Севастополе см.: -URL: https://sevastopol.su/news/chto-spaset-sevastopol-ot-uroduvushchih-zastroek

12 Подробнее см.: - URL: https://sevastopol.su/news/v-sevastopole-zhiteli-istoricheskogo-doma-zamenili-vorota-novodelom

13 См.: - URL: https://sevastopol.su/news/rabochie-s-bolshov-morskov-chut-ne-unichtozhili-poluvekovve-afishnve-tumbv

В числе самых неудачных предложений по благоустройству - полное игнорирование тончайшей детализации уличных фасадов послевоенных зданий, подчеркнутой малыми архитектурными формами послевоенного периода. Сегодня их безжалостно уничтожают14. И поскольку самым выдающимся из послевоенных зданий является Матросский клуб, то спешная компания по освоению денег на благоустройство вызывает большие опасения15. Перед этим зданием предложено вовсе не сохранение единства послевоенной стилистики оформления площади Ушакова с центральной круглой клумбой, а ее полное изменение с новым мощением большими квадратами типа шахматной доски, сухими фонтанами и нелепыми деревянными павильонами.

Думается, что подтверждённое авторство проекта Матросского клуба, произведения великого мастера архитектуры Ленинграда А.И. Гегелло, может быть веским аргументом для защиты первоначальной архитектурной концепции всей послевоенной застройки этой части Севастополя. Важна целостность её как единого ансамбля, точнее даже группы ансамблей, формируемых кварталами улиц «большого кольца», площадями Нахимова, Лазарева и Ушакова и главными доминантами, такими как Матросский Клуб. Сохранность памятника неотделима от целостности городского ансамбля как части самого памятника. Архитектурные детали, колористическое решение, фактура отделочных материалов внешнего убранства и интерьера неотделимы от его общего объемно-пространственного решения. Данное здание со всеми малыми формами, несомненно, достойно повышения своего охранного статуса до Объекта культурного наследия федерального уровня.

Список иллюстраций

Рис. 1,2,6, 10-16. Фото Н.Ю. Васильева

Рис. 3. Фото из Государственного архива г. Севастополь (ГАГС), р-308, оп. 2, д. 547. Рис. 4. Чертеж из Государственного архива г. Севастополь(ГАГС), р-308, оп. 2, д. 547. Рис. 5,7,8. Документ из Государственного архива г. Севастополь (ГАГС), р-308, оп. 2, д. 547.

Рис. 9. Госкаталог Музейного фонда РФ. - URL: http://goskatalog.ru/portal/#/collections?id=15806547

Литература

1. Гегелло А.И. Архитектурная графика в собрании Государственного музея истории Санкт-Петербурга // Труды государственного музея истории Санкт-Петербурга / сост. Кирикова Л.А. Выпуск 13. - Санкт-Петербург, 2006. - С. 127-170.

2. Архитектура сталинской эпохи: опыт исторического осмысления / сост. и отв. ред. Ю.Л. Косенкова. - Москва: Комкнига, 2010. - 378 с.

3. Баглей А.И. Город-герой Севастополь / А.И. Баглей, В.М. Артюхов. - Москва: Стройиздат, 1975. - 206 с.

4. Васильев Н.Ю. Архитектура Севастополя / Н.Ю. Васильев, Е.Б. Овсянникова // Севастопольские известия. Газета Законодательного собрания г. Севастополь. -2018. - № 38(1988) 29 сентября. - С. 9. - URL:

http://sevzakon.ru/view/pressa/gazeta/oktvabr 20181/n 38 1987- subbota/

5. Васильев Н.Ю. Основополагающий тезис архитектора Валентина Артюхова «Севастополь - город-памятник» / Н.Ю. Васильев, Е.Б. Овсянникова // Севастопольские известия. Газета Законодательного собрания г. Севастополь. -

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

14 О вандализме в ходе работ по благоустройству Большой Морской улице см.: - URL: https://www.voutube.com/watch?v=gxncUmTrLHw&feature=emb logo

15 Подробнее о сегодняшних проблемах в историческом поселении Севастополь см.: - URL: https://sevastopol.su/news/toropilis-s-uchetom-pamvatnikov-s-proektami-blagoustrovstvom-kak-teper-sberech-centr?fbclid=IwAR3Jogv6Jzfe3W5PB-ZSvWCv0pUUr6vMWkLWZZK9inW2RPeXMoaSJriwFp8

№ 42 (1992). 8 октября 2018 г. - С. 10; - № 43 (1993). 3 ноября 2018 г. - С. 10. - URL: http://sevzakon.ru/view/pressa/gazeta/oktvabr 20181/n 42 1992- subbota/ - URL: http://sevzakon.ru/view/pressa/gazeta/noyabr 20181/n 43 1993- subbota/

6. Васильев Н.Ю. Послевоенная архитектура центра Севастополя / Н.Ю. Васильев, Е.Б. Овсянникова // Architecture and Modern Information Technologies. - 2018. - №4(45). - С. 135-144. - URL: https://marhi.ru/AMIT/2018/4kvart18/PDF/08 vasilev.pdf

7. Васильев Н.Ю. Архитектура Севастополя. Забытый классик советской архитектуры Александр Иванович Гегелло - автор проекта Матросского клуба / Н.Ю. Васильев, Е.Б. Овсянникова // Севастопольские известия. - 2019. - № 43(2044) 2 ноября. -

С. 10. - URL: http://sevzakon.ru/view/pressa/gazeta/yanvar 20191/n 43 2044- subbota/

8. Веникеев Е.В. Архитектура Севастополя. - Симферополь: Таврия, 1983. - 208 с.

9. Военные строителя Черноморского флота. Историческая хроника / под ред. П. Веселова. - Севастополь: Ахтияр, 1997. - 288 с.

10. Ежов В. Полвека глазами архитектора. - Киев: НИИ ТИАТ КНУСА, 2001. - 304 с.

10. Исаченко В.Г. Александр Гегелло / сост. Исаченко В.Г. // Зодчие Санкт-Петербурга. XX век. - Санкт-Петербург: Лениздат. 2000, - С. 86-99.

11. Кириков Б.М. Архитектура ленинградского авангарда. Путеводитель / Б.М. Кириков, М.С. Штиглиц / под ред. Б.М. Кирикова. - Санкт-Петербург: Коло, 2008. - 312 с.

12. Щенков А.С. Реконструкция исторических городов / уч. пособие в 2 ч. Основы реконструкции исторических городов. Исторический опыт развития архитектурного ансамбля. - Москва: Памятники исторической мысли, 2013. - 420 с.

References

1. Gegello A.I. Arxitekturnaya grafika v sobranii Gosudarstvennogo muzeya istorii Sankt-Peterburga [Architecture Graphics From State Museum of The History of Saint-Petersburg Collection. Proceedings of the State Museum of the History of St. Petersburg]. Sankt-Peterburg, 2006, issue 13, pp. 127-170.

13. Arhitektura stalinskoj jepohi: opyt istoricheskogo osmyslenija [Architecture of the Stalin's Epoch: Attempt of The Historical Understanding]. Moscow, Komkniga, 2010, 378 p.

2. Baglej A.I., Artjuhov V.M. Gorod-geroj Sevastopol [Hero-City Sevastopol]. Moscow, Strojizdat, 1975, 206 p.

3. Vassiliev N.Yu., Ovsjannikova E.B. Architectural Sevastopolya [Architecture of Sevastopol. Sevastopol News. Newspaper of the Legislative Assembly of Sevastopol]. 2018,

no. 38(1988) September 29, p. 9. Available at:

http://sevzakon.ru/view/pressa/gazeta/oktyabr 20181/n 38 1987- subbota/

4. Vasiliev N.Yu., Ovsyannikova E.B. Osnovopolagayushhij tezis arxitektora Valentina Artyuxova «Sevastopol' - gorod-pamyatnik» [Architect Valentin Artyukhov's Foundational Topic: "Sevastopol - city-monument". Sevastopol News. Newspaper of the Legislative Assembly of Sevastopol]. 2018, no. 42(1992) October 8, p. 10; 2018, no. 43(1993) November 3, p. 10. Available at:

http://sevzakon.ru/view/pressa/gazeta/oktyabr 20181/n 42 1992- subbota/ Available at: http://sevzakon.ru/view/pressa/gazeta/noyabr 20181/n 43 1993- subbota/

5. Vassiliev N., Ovsyannikova E. Sevastopol Centre Postwar Architecture. Architecture and Modern Information Technologies, 2018, no. 4(45), pp. 135-144. Available at: https://marhi.ru/AMIT/2018/4kvart18/PDF/08 vasilev.pdf

6. Vassiliev N.Yu., Ovsjannikova E.B. Architecture Sevastopolya. Zabytyj klassik sovetskoj arxitektury Aleksandr Ivanovich Gegello - avtor proekta Matrosskogo kluba [Alexander Ivanovich Gegello Forgotten Classic, Sailors Club Project Author. Sevastopol News. Newspaper of the Legislative Assembly of Sevastopol]. 2019, no. 43(2044), November 2, p. 10. Available at: http://sevzakon.ru/view/pressa/gazeta/yanvar 20191/n 43 2044-

subbota/

7. Venikeev E.V. Arhitektura Sevastopolja [Sevastopol Architecture]. Simferopol, Tavrija, 1983, 208 p.

8. Voennye stroitelja Chernomorskogo flota. Istoricheskaja hronika [Sevastopol Military Builders. Historical Chronicles]. Sevastopol, Ahtijar, 1997, 288 р.

9. Ezhov V. Polveka glazami arhitektora [Half-Century by the Architect's Eyes]. Kiev, 2001, 304 р.

10. Isachenko V.G. Aleksandr Gegello [Aleksandr Gegello. Architects of St. Petersburg. XX century. Ed. Isachenko V.G.]. Sankt-Peterburg, Lenizdat, 2000, pp. 86-99.

11. Kirikov B.M., Shtiglic M.S. Arxitektura leningradskogo avangarda. Putevoditel [Architecture of The Leningrad Avantgarde. A Guidebook. Ed. B.M. Kirikova]. Sankt-Peterburg Kolo, 2008, 312 р.

12. Shhenkov A.S. Rekonstrukcija istoricheskih gorodov [Socialistic Cities Reconstruction. Historical Cities Reconstruction. Historical Experience of the Architectural Ensemble Development]. Moscow, 2013, 420 р.

ОБ АВТОРАХ

Васильев Николай Юрьевич

Кандидат искусствоведения, доцент кафедры «Архитектура», Московский Государственный Строительный Университет, Москва, Россия e-mail: n.vassiliev@docomomo.ru

Овсянникова Елена Борисовна

Кандидат архитектуры, профессор кафедры «Советская и современная зарубежная архитектура», Московский архитектурный институт (государственная академия), Москва, Россия

e-mail: eb.ovsyannikova@gmail.com

ABOUT THE AUTHORS Vassiliev Nikolai

PhD in History of Arts, «Architecture» Chair Assistant Professor, Moscow State University of Civil Engineering, Moscow, Russia e-mail: n.vassiliev@docomomo.ru

Ovsyannikova Elena

PhD in Architecture, «Soviet and Foreign Modern Architecture», Chair Professor, Moscow Institute of Architecture (State Academy), Moscow, Russia e-mail: eb.ovsyannikova@gmail.com

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.